Портал Кунцево Онлайн.
Внуково
История района Тропарево-Никулино История района Солнцево История района Раменки Проспект Вернадского История района Очаково-Матвеевское История района Ново-Переделкино История района Можайский История района Кунцево История района Крылатское История района Филевский Парк История района Фили-Давыдково История района Дорогомилово
Карта сайта Главная страница Написать письмо

  

Кунцево Онлайн

А. П. Гайдар в Кунцево

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков), в Кунцево............
Читать подробнее -->>

 

А у нас снималось кино…

Фильм Граффити

Фильм "Граффити"
Читать подробнее -->>

Открытие памятника на Мазиловском пруду.

Открытие памятника на Мазиловском пруду.

9 мая 2014 года, на Мазиловском пруду прошло открытие памятника воинам, отдавшим свои жизни в Великой Отечественной Войне.
Читать подробнее -->>

Деревня Мазилово

Старожилы Мазилова объясняли название своей деревни так: мол, в далекие времена извозчиков, возивших в Москву разные грузы, обязывали смазывать дегтем колеса телег, чтобы

Старожилы деревни Мазилова объясняли название своей деревни так: мол..................
Читать подробнее -->>


 

 

 
  



Статьи / Из ранней истории храма Покрова в Филях.



 

Из ранней истории храма Покрова в Филях: ХVIIв.


    На протяжении нескольких столетий в Филевско-Кунцевской местности, расположенной в западной части современной Москвы, находились три церкви с одноименным названием Покрова Пресвятой Богородицы. Но до наших дней сохранилась только одна из них - церковь Покрова в Филях.
    Одна из древних церквей Покрова была возведена в юго-западной части Кунцевского городища (ныне район Крылатских холмов). Первое письменное упоминание о ней содержится в межевой книге за 1649 г., в которой отмечалась “церковная земля Покрова Пресвятые Богородицы, что на городище”. Эти земли в ХVIIв. принадлежали патриарХV, и Патриарший казенный приказ сдавал их в аренду “охочим людям”.

Посетивший эти места в 1844 г. академик М.И.Броссе писал: ”Следуя по главной аллее, петляющейся по верхней части парка, после четверти часа хотьбы, вы вступаете на едва заметную тропинку. Сделавши по ней несколько шагов, вы увидите проталину посреди частого кустарника; место это одни называют Татарским кладбищем, другие славянским или польским кладбищем, третьи - проклятым местом... Гребень холма, некогда закрытый мрачной тенью и теперь с трудом проходимого леса, и лежащей почти на 100 футов выше Москвы-реки, был лишен всякой растительности...Расчистивши в этой площадке траву и чернозем... мы увидели десятка два надгробных камней”.

Впервые это “проклятое место” описано в одноименном ХVдожественном произведении известного в середине ХIХ в. романиста Г.Воскресенского. Он пишет: “Представьте себе большую почти квадратную площадь на превысочайшей горе, на которую с трудом можно взобраться - обросшую со всех сторон густыми, но поблеклыми куполами дерев. Посреди этой уединенной долины разбитый когда-то грозою дуб. Около его торчат угловатые, поросшие мхом, надгробные камни”.
В романе упоминается церковь, обрушившаяся во время отпевания какой-то женщины. Действительно среди местного населения существовало предание, что здесь находилась церковь, которая “столь глубоко провалилась... вместе с народом в землю, что и следов отыскать невозможно”.

Историк Москвы И.Е.Забелин, бывший на Кунцевском городище в 1840-х годах, также упоминает рассказ старожилов о якобы провалившейся под землю когда-то существовавшей здесь церкви. Современные исследователи склонны считать, что эта церковь, скорее всего, была разрушена в период Смутного времени начала ХVIIв., когда через кунцевскую местность проходили польские отряды Жолкевского, Ходкевича, Владислава.
 И.Е.Забелин время основания этой церкви относит к ХVI в., но не исключает возможности ее построения в более ранний период - ХII-XIII вв. Археологические раскопки, проведенные в ХIХ - ХХ вв. на месте Кунцевского городища, свидетельствовали о наличии здесь средневекового кладбища, датируемого XII (ХIII) - ХVI вв. В частности, на одной из надгробных плит сохранилась надпись “лета 7065 (т.е.1557 г.) преставился”.

Именно в ХII-XIII вв. эта территория быстро заселялась и осваивалась славянами.
 Не случайно было выбрано и место для воздвижения храма. В древнерусской истории известны случаи построения церквей на месте старых городищ со следами языческих верований. По этому поводу И.Е.Забелин, касаясь истории Кунцевского городища, замечает, что строительство здесь церкви ”относится к тому давнему времени, когда еще памятны были здесь следы язычества, когда это место из окрестного, хотя бы уже и христианского населения, все ему памятствовало какими-либо суеверными чествованиями и потому, быть может,  вызвало повод освятить его построением Божьего храма”.

О древней застройке на Кунцевском городище храма указывают и современные археологические раскопки, проведенные на этом кладбище. Так, археологи обнаружили одну из ранних находок, датируемую ХIII в. - половина складного креста-энколпиона. Довольно часто в погребениях встречались кресты, изготовленные в ХV в.
О древнем происхождении церковных земель на городище, к которым принадлежали еще две пустоши Плуткино (располагалась на Москве-реке) и Резанцово (располагалась на речке Фильке) свидетельствуют и письменные источники. В челобитной патриарха Иоакима, поданной в 1689 г. на имя царей Ивана и Петра, отмечалось: “ В Московском, государи, уезде в Сетунском стану близ домового нашего села Троице-Голенищево ...  наши патриаршие церковные земли, которые написаны изстари в нашем Патриаршем в казенном приказе в писцовых оброчных книгах по указу блаженные памяти великих князей и великих государей: церковные земли Покрова Пресвятыя Богородицы на городище, да тоя ж церкви пустошь Плуткино, да пустошь Резанцово; и в десятины те домовые церковные земли при писцах не положены, а владетели церковной землей и всяким угодья из оброков по старине, по старым межам и пригоркам и урочищам”.

 По мнению И.Е.Забелина, одна из церковных пустошей - Плуткино- являлась когда-то дер.Олферчиково. Впервые эта деревня встречается в вкладной грамоте от 15 февраля 1454 г. По этой грамоте видный московский боярин, ростовский наместник Петр Константинович Добрынский отдал “на помин своих родителей” митрополиту Ионе принадлежащие ему две деревни - Олферчиково и Ипское, располагавшиеся близ села Крылатское. Выясняется также, что на рубеже ХIV-ХV вв. эти земли принадлежали ростовскому архиепископу Григорию .
Судя по межевым книгам ХVIIв., близ села Крылатское по берегу Москвы-реки были расположены только пустошь Плуткино и дер.Ипское.  
 На протяжении ХVIIв. земли церкви Покрова вместе с пустошами Плуткино и Рязанцово находились как в оброчном владении патриарха, так и в собственности светских феодалов (Траханиотов, Милославские, Матвеевы) и дворцового ведомства. В 1647 г. “утайкою” церковными землями завладел окольничий, начальник Пушкарского приказа П.Н.Траханиотов. В уже упомянутой грамоте патриарха Иоакима по этому поводу указывалось: “И в прошлых, государи, годех окольничий Петр Траханиотов, похотя теми домовые угодьи завладеть вовсе, ... купил из Приказа Большого двора в вотчину себе утайкою... с малою пустошью Кунцовым. И на тех домовых церковных землях на Москве-реке поселил усадьбу и начал звать сельцом Кунцовым. А пустошь, государи, Кунцево ... написана на речке на Хвилке самою малою дачею, а не на Москве-реке”. В то время на Москве-реке в данной  местности находилась лишь одна церковная пустошь - Плуткино. На это указывают свидетели, бывшие при отказе в 1689 г. церковных земель патриаршему дому: “А по сказке понятых людей, что то сельцо (Кунцево) построено на церковной же земле, на пустоши Плуткино”. Однако вскоре патриарх Иоаким продает эти церковные земли стольнику А.А.Матвееву, а тот перепродает их боярину, дяде Петра I, Л.К.Нарышкину.

 После Смутного времени в северной части Филевско-Кунцевской местности, близ Москвы-реки, возводится новая деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Зачатия Св. Анны. По мнению исследователей, церковь была построена в 1619 г. На эту дату указывает и автор местной церковной летописи, настоятель храма Покрова А.Орлов, заметивший, что “построена сия церковь тщением государя, великого князя Михаила Федоровича в 1619 году”.
Владельцем Филевской вотчины и храмостроителем в то время был Ф.И.Мстиславский. Указанная дата упоминается и в многочисленных клировых ведомостях Покровской церкви. Название церкви тесно связано с историей некогда располагавшегося в этой местности храма Покрова Пресвятой Богородицы. Следует согласиться с трактовкой настоятеля Покровской церкви в Филях  Бориса  Михайлова о том, что разрушенный храм Покрова на Кунцевском городище “был восстановлен на новом месте после усмирения Смуты новым государем, который поревновал о возобновлении порушенной святыни”.

 Впервые в официальных источниках деревянная церковь Покрова в Филях упоминается в писцовой книге 1627/1629 гг.: “За старицею за княжною Ириною Ивановной Мстиславскою старинная их вотчина село Хвили, на реке на Москве, усть речки Хвильки и под ним пруд. А в селе церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, да придел Зачатия Св. Анны, древена клецки, а в церкви образа, и книги, и ризы, и свечи, и на колокольнице колокола, и всякое дровяное церковное строение вотчинниково”.
Церковь была рублена в клеть, аналогично избе, при ней такой же придел и, возможно, над притвором звонница. При храме находился церковный двор, на котором проживали поп Сергей Иванов, дьячок Сидор Федоров, пономарь Семен Васильев и просвирня Авдотья. По-видимому, близ церкви уже в то время располагалось и кладбище. По свидетельству местного священника В.Гурьева, здесь в конце ХIХ в. были обнаружены надгробные плиты, датируемые 1631 г.   

В состав Фильского прихода входили село Фили (Хвили, проживали 24 души мужского пола - далее д.м.п.), а также деревни Мазилово (14 д.м.п.), Гусарово (3 д.м.п.), Ипское (4 д.м.п.) и Кунцево (2 д.м.п.). Приход был небогатым. В Патриарший казенный приказ ежегодно собирался денежный оклад в размере двух алтын. В сохранившейся приходной книге за 1628 г. указывалось: “Церковь Покрова Богородицы в Хвилях, в вотчине княгини Ирины Ивановны дани два алтына, по наказу гривна”.
После смерти в 1639 г княгини.И.И.Мстиславской  Филевская вотчина, как выморочное, переходит в дворцовое ведомство.

Следующее упоминание в документах Покровской церкви в Филях относится к середине ХVIIв. В переписной книге 1646 г. указано: “Село Хвили, а в нем храм во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, да в приделе Зачатие Св. Анны”. Причт церкви включал дворы священника Сергея Иванова, дьячка Сидорки Федорова, просвирницы Дарьи. Численность прихода увеличилась до 64 д.м.п.
Спустя три года, в межевой книге 1649 г. по определению городской выгонной земли Москвы,  церковь Покрова вновь упоминается (“близ перелеска, что от дороги влево,  против церкви государева дворцового села Хвилей”). В это время священником в церкви был бывший дьячок Исидор Федоров, а диаконом Козьма Иванов; в 1676 г. настоятелем церкви являлся Гаврила Иванов.

К середине ХVIIв. окладной патриарший сбор с церкви увеличился почти в 7 раз и составил 13 алтын и 4 деньги. Так, в приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1654 г. было записано: “Церковь Покрова Пресвятыя Богородицы, да придел Зачатие Св. Анны,... что в селе Хвилях, у речки у Хвильки, дани 13 алтын 4 деньги за год”. Такая же стандартная запись приводится в приходных книгах за 1656 и 1662 гг.

Заметно увеличивается во второй половине ХVIIв. и Филевский приход. В 1670-х здесь числилось 119 д.м.п., в том числе в главной усадьбе - в селе Фили 65, Мазилово - 31, Гусарово - 12 и Ипское - 11. В конце ХVIIв. местный приход возглавлял поп Козьма Анциферов, а ему помогали дьячок Анцифер Архипов, пономарь Иван Анциферов и просвирница Татьяна Архипова.
В дозорной книге 1680 г. приводятся данные и о размере церковных земель Покровской церкви, которая предназначалась под кладбище, усадьбу и для кормления причта. По сказке дьячка Куземки Никифорова оказалось, что “та де церковь изстари, а при церкви пахатной церковной земли 9,5 десятин, сенокос потому ж”. Спустя 9 лет, в отказной книге 1689 г. приводятся более точные сведения: “пашни пахотные церковные земли 19 чети в поле, а в дву потому ж, сена церковного 9 десятин с полудесятиною”. Общее число земли и сенокосов составляло 21,5 десятин.

 Полное описание храма Покрова в Филях и его святынь приводится в отказной книге 1689 г., когда  Филевская вотчина передавалась Л.К.Нарышкину. Церковь по-прежнему была деревянной, но без придела Зачатия Св. Анны. К ней была пристроена трапеза, а вокруг храма была сооружена паперть, на которой находилась шатровая колокольня с четырьмя колоколами. Все эти постройки были крыты тесом. По мнению ряда исследователей, храм был основательно переделан во время царствования Алексея Михайловича (1645-1676 гг.). Однако уточним, что эта перестройка могла быть осуществлена не ранее 1660-х годов, так как в указанной выше приходной книге 1662 г. еще упоминается придел Зачатия Св. Анны. Внутри храма находились богато украшенные иконы, многие из которых “писаны на золоте” и имели золотые и серебряные венцы. Иконы размещались как на пятиярусном иконостасе, так и на стенах храма. На иконостасе были помещены, прежде всего, храмовые иконы: образ Покрова Пречистые Богородицы, “писан на золоте, венцы на три цаты (подвески) серебряные золоченые, пелена атлас цветной, опушка тафта зеленая; образ Пречистые Богородицы Одигитрии писан на золоте, венцы и цата серебряные басменные золоченые”.

На стенах храма размещались иконы Пречистой Богородицы Одигитрии, “писан на золоте”, Николая Чудотворца и Федора Студицкого, “писан на золоте”. В одном из местных иконостасов были помещены святые иконы небольшого размера: Зачатия Пречистые Богородицы, Николая Чудотворца, Федора Студицкого, cв.мч. Ирины; все они “писаны на золоте, пелены бархат полосатый, опушка дороги желтая”. По мнению Б.Михайлова, эти четыре иконы находились в упраздненном приделе Зачатия Св. Анны, а образы св.мч. Ирины и Федора Студицкого связаны с семьей храмосоздателя бездетного Федора и его сестры, бывшей невесты царя Федора Ивановича, насельницы Воскресенского монастыря Ирины  Мстиславских.

В храме располагались также святые образа Знамения Пречистые Богородицы, у которого “убрус и пелена камка красная, венец чеканный травчатый золоченый”, пророка Илии, Николая Чудотворца, Власия Чудотворца с венцами серебряными резными золочеными и Богоявления Господня, “на нем три венца золоченые резные”.
В отказной книге приводится также описание икон, размещенных в отдельности на стенах храма: Власия Чудотворца, “в киоте, оклад чеканный золоченый, венец и цата серебряные басменные”, пророка Илии, “оклад басменный золоченый”, Покрова Пресвятые Богородицы, “оклад гладкий золоченый”, Воскресения Господня, “оклад басменный золоченый”, Зачатия Св. Анны,“оклад басменный, венец серебряный золоченый”.

В храме расположены “царские двери и столбы, над царскими дверьми в тябле деисусов и праздников и пророков и праотцов на пяти цках, писаны на золоте; у Спасова образа венец серебряный резной. В тябле ж из придела Зачатие Св. Анны, деисусов девять икон”.
На престоле в алтаре находились два евангелия “печатные, евангелисты серебряные белые, две застежки серебряные; другое евангелие облачено бархатом, распятие и евангелисты медные, крест благословенный обложен серебром, распятие чеканное”.

За престолом размещались две иконы: Пречистые Богородицы Одигитрии, “оклад басменный, венец с коруном и цата серебряные резные золоченые, убрус дороги красный, пелена камка красная мелкотравная” и Николая Чудотворца, “венец серебряный басменный золоченый”.
 В алтаре хранились также “сосуды на жертвеннике оловянные, покровы и воздухи атлас цветной, опушка дороги красная, кресты кружево золотое”. В распоряжении причта были по три кадила и лампад, а также одно медное паникадило.

В конце ХVIIв. на месте деревянного храма Покрова владелец Филей Л.К.Нарышкин воздвигает новую церковь. Храм был двуярусный: на нижнем ярусе располагалась зимняя (теплая) церковь Покрова Пресвятые Богородицы, а на вернем - Спаса Нерукотворного. Как видим, нижняя церковь сохранила прежнее название деревянной церкви. Посвящение верхней церкви образу Спаса Нерукотворного связано с тем, что по преданию перед ним молился Лев Кириллович в кремлевских покоях своей сестры царицы Наталии, спасаясь в мае 1682 г. от разъяренной толпы восставших стрельцов. Именно этой иконе приписал он свое спасение от смерти.
В верхний храм ведут три широкие и открытые лестницы, которые оканчиваются полукруглым парапетом. Глав на церкви пять, одна на колокольне, а  другие четыре на абсидах.

Построенный храм был фамильной церковью Нарышкиных, связанных с царским домом. Эта близость к трону находит отражение, как во внешнем, так и внутреннем облике храма. Так, из пяти глав церкви центральная и западная были украшены короной и двуглавым орлом. Внутри верхней церкви имелось особое царское место, многие иконы были связаны с царственными родственниками Нарышкиных - Алексеем Михайловичем (икона Св. прав. Алексия  Человека Божия), Наталии Кирилловны (икона Св. Наталии) и Петра 1 (икона Св. апостола Петра).

В литературе отсутствует точная дата окончания строительства и отделки храма. По мнению одних исследователей, церковь была построена в 1693-1694 гг. При этом авторы ссылаются на находящуюся в верхней церкви серебряной золоченой лампады с надписью: ”Сия лампада построена в новопостроенную каменную церковь Нерукотворенного Спасителя образа, что в селе во Покровском, тщением и иждивением боярина Льва Кирилловича Нарышкина. Лета 7202 года” (т.е. 1693/1694 гг.).

Кроме того, иконостас верхней церкви вместе с иконами также был изготовлен в 1694 г. Этой дате придерживались и приходские священники А.Орлов и В.Гурьев, авторы исследований по истории  храма в Филях. Другие исследователи (Е.В.Михайловский, И.В.Ильенко, Б.Б.Михайлов) полагают, что постройка здания церкви была осуществлена в 1690-1691 гг. Данное положение подтверждается исследованиями знатока древнерусского зодчества М.И.Александровского. В обнаруженном нами в ОПИ ГИМ  неизданном труде М.И.Александровского “Исторический указатель сел и зданий бывшего Московского уезда” (М.,1932)  утверждается: ”Церковь в Покровском на Филях построил Л.К.Нарышкин. Она освящена в 1691 г., как это видно по антиминсу, ныне хранящемуся в Оружейной палате.

Пока был неизвестен этот антиминс, церковь датировали ... 1693 - 1694 гг”. Однако до сих пор остается неясным об антиминсе какой из двух церквей - нижней или верхней - идет речь. Наши поиски в архиве Московского Кремля упомянутого М.И.Алексанровским антиминса не принесли положительного результата, по-видимому, он не сохранился. Возможно, в 1691 г. была освящена нижняя церковь Покрова, а затем в 1693-1694 гг. - верхняя. Главный иконостас церкви Покрова явно был готов раньше, так как многие иконы из бывшего деревянного храма были сюда перенесены.

 При строительстве храма Л.К.Нарышкин, пользуясь родственной близостью с царской фамилией и высоким статусным положением (в первой половине 1690-х годов фактически был главой правительства и возглавлял Посольский приказ), неоднократно получал финансовую поддержку со стороны государственной казны и использовал высококвалифицированные кадры мастеров Оружейной палаты и Посольского приказа. Царь
Петр 1 пожертвовал на украшение храма 400 червонцев. При содействии Петра 1 в окна верхнего храма в начале ХVШ в. были вставлены вместо слюдяных цветные стекла с уникальными живописными изображениями. По преданию эти цветные стекла были привезены Петром 1 из Нарвы. Петр Великий часто бывал в Филях, посещал церковь и даже пел на клиросе.

Вверх

Имя зодчего Покровской церкви в Филях неизвестно. Но ряд исследователей обоснованно утверждают, что разработчиком проекта постройки мог быть выдающейся иконописец, глава мастерской палаты Посольского приказа Карп Золотарев. Церковь Покрова в Филях относится к числу архитектурных памятников стиля “нарышкинского барокко”. Этот классический стиль того времени отличался особой торжественностью, пышностью и нарядностью построения. Возведенный из красного кирпича, он был украшен многочисленными белокаменными узорчатыми резными деталями.
В оформлении внутреннего интерьера церкви привлекались лучшие мастера приказа Каменных дел, Оружейной палаты и Посольского приказа, в том числе такие мастера иконописного дела, как Карп Золотарев и Кирилл Уланов.

Главную икону верхнего храма - Спас Нерукотворный, расположенную справа от Царских врат, писал Кирилл Уланов. Этот святой образ украшала золотая риза, бриллианты, алмазы, изумруды, рубины и другие драгоценные камни. При   описании иконы в середине ХIХ в. отмечалось: “...древнего греческого письма (8,5 x 6,5 вершков), на ней риза с венцом и окладом, золотые. На венце имеются разного наименования камни: в двух звездочках 8 бриллиантов, в украшении, что поперек венца, 57 алмазов, в двух ободьях, что в  округе венца, 94 изумруда и 91 яхонт. На окладе по углам 4 звезды, в каждой по 7 крупных алмазов, между сих звезд по середине четыре в виде арабесков, накладок в коих 8 изумрудов и 12 яхонтов”.
На ризе имеются две молитвенные надписи финифтевые. Особенно примечательна вторая надпись, несомненно, связанная с судьбой храмосоздателя Льва Кирилловича Нарышкина: “...Льву верну рабу своему милость свою подаждь и дому всему немятежное даруй благоденство”. Отметим, что икона Спаса Нерукотворного была изъята из храма в 1922 г., когда проводилась компания по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья.
Слева от Царских врат помещена другая икона Кирилла Уланова - Успение Пресвятые Богородицы (15 x 10 вершков). На образе “риза и 5 венчиков серебряные золоченые, чеканной и гладкой работы, венчики убраны стразами и бирюзою”.

 К иконам Карпа Золотарева относятся парные изображения святых апостолов Петра и Павла и святых Иоанна Предтечи и Алексия Человека Божия. Апостолы Петр и Павел изображены на переднем плане, стоящими на каменистой земле с красиво прописанной травой и цветами. У них в руках - орудия страстей: крест и меч, а также свиток и книга, обращенные, как и сами апостолы, к молящимся людям; над ними Господь Иисус. Икона довольно больших размеров (1 аршин13 вершков. x 1 аршин11,5 вершка), на ней риза и два венца серебряные вызолоченные, венцы убраны стразами, между ними 33 простых разноцветных камня в серебряной оправе. Как полагают исследователи, изображение апостола Петра является автопортретом самого Карпа Золотарева.

 Кисти этого мастера, по-видимому, следует отнести иконы святых велико мучениц. Екатерины и Варвары, выполненные с высокой степенью ХVдожественного совершенства. Перед нами не просто иконописные лики, а лица, имеющие свое выражение и характер. Именно в таком виде представлена св. Екатерина. На иконе изображена златокудрая красавица с прядями пышных волос на плечах, открытой шеей с жемчужным ожерельем.

 В иконостасе верхнего храма помещен ряд икон, связанных с политической победой Петра 1 в 1689 г. над правительницей Софьей. На это указывает икона с изображением архидиаконов Стефана и Лаврентия, размещенные на створках входов в алтарь. Дни памяти этих святых (2 и 10 августа) совпадают с неудачной попыткой Софьи в начале августа 1689 г. с помощью части стрельцов узурпировать власть в своих руках. Как утверждают специалисты, лик Стефана напоминает портретное сходство с Петром I.

Вышеперечисленные иконы, как и многие святые образы, располагались на восьмиярусном иконостасе верхнего храма. В изготовлении этого иконостаса принимал участие и Карп Золотарев. Подтверждением тому является вырезанная на Распятии у ног Христа надпись: “Карп Золотарев”. Иконостас дошел до наших дней практически в первозданном виде.

Трехярусный иконостас нижнего храма в первоначальном виде не сохранился. Как считает Б.Михайлов, от ХVIIв. дошло лишь несколько икон, расположенных над Царскими вратами и трапезной. Интерьер нижнего храма украшали многие иконы, перенесенные из прежней деревянной церкви Покрова и 15 икон “в басменных окладах”, присланных в 1692 г. из Кремля “по указу великих государей”. Иконостас особенно пострадал в 1812 г., когда французские солдаты превратили нижнюю церковь в конюшню.
   
Отметим, что в приходных книгах Патриаршего казенного приказа за конец ХVIIв. ново построенная церковь не упоминается. В них, как и ранее, указывается церковь Покрова Пресвятые Богородицы; меняется только владелец села, в котором церковь располагалась. Так, за 1689 г. указано, что с церкви “Покрова Пресвятые Богородицы великого государя во дворцовом селе Хвилях” собрано 13 алтын 4 деньги. В обнаруженных нами приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1691-1697 гг. запись сбора денег по Покровской церкви не меняется, изменяется только собственник села: “Церковь Покрова Пресвятые Богородицы вотчины боярина Льва Кирилловича Нарышкина в селе Хвилях дани 13 алтын 4 деньги”3

 Впервые в письменных источниках новый Покровский храм в Филях упоминается в переписной книге 1704 г. В источнике указано: “За боярином за Львом Кирилловичем Нарышкиным села Покровского, что было дворцовое село Хвили на реке на Москве. В нем две церкви каменные: в верХV Спаса Нерукотвореного, ... другая внизу, Покрова Пресвятые Богородицы”.
    Итак, в конце ХVIIв. в устье речки Фильки воздвигается один из выдающихся памятников церковной архитектуры - храм Покрова в Филях. Здесь начинает формироваться один из центров региональной усадебно-парковой и духовной культуры Подмосковья.  

Михаил Федорович Прохоров



Вверх

Портал Кунцево Онлайн

 

 

Новости

  Цыганская ночь

Цыганский коллектив на вашем празднике!
Цыганский коллектив
на вашем празднике!

 
    Новые фотографии
В Единении Сила
В Единении Сила
 
  Пожар в Усадьбе Нарышкиных
Пожар в Усадьбе нарышкиных
Поджог дома Нарышкиных



 
  Нашлись скульптуры.
Скульптуры с территории дома-усадьбы Нарышкиных, потерянные в 90-х годах в Кунцево
Скульптуры с территории дома-усадьбы Нарышкиных, потерянные в 90-х годах в Кунцево.



 
 
Лето, Солнце, Пляж!
Бассейн в парке Фили!
Бассейн в парке Фили!

 
  Ближняя дача Сталина в Кунцево.
Ближняя дача Сталина в Кунцево.

Ближняя дача расположена теперь в черте Москвы, среди елового лесочка. Приземистый дом скрыт
.


 
  Внутри усадьбы Нарышкиных
Усадьба Нарышкиных изнутри!!
Усадьба Нарышкиных изнутри!!


 
  Усадьба Нарышкиных.
Усадьба Нарышкиных.
Памятник русского зодчества XVIII века.
К сожалению, ремонт этого памятника очень сильно затянулся...


Читать подробнее -->>

 
  Кунцевское городище
Кунцевское городище
Уже в 1649 г. межевая опись Кунцева называла его "городище" Итак, окрестные жители связывали данное место с "нечистой силой".
...
Читать подробнее -->>

 
  Иван Егорович Забелин
Иван Егорович Забелин
Иван Егорович Забелин - автор фундаментальных работ по материальной и духовной жизни русского народа. Ему принадлежит обширный труд "История русской жизни....


Читать подробнее -->>

 

 

 


Яндекс цитирования Копирование материалов с сайта только с разрешения авторов.
Ссылка на портал www.kuncevo-online.ru обязательна.
Исторические материалы предоставлены детской библиотекой №206 им. И.Е.Забелина
Веб Дизайн.StarsWeb, 2009

Copyright © Кунцево-Онлайн.
Портал Кунцево Онлайн.